Сайты ТГУ
RU

Томский государственый университет

Институт прикладной математики и компьютерных наук

Олег Змеев: какая трансформация нужна вузам в будущем

«À la guerre comme à la guerre» – так проректор ТГУ по цифровой трансформации описывает ситуацию с повсеместным переходом вузов на дистанционное образование. Почему стоит вкладываться в единую национальную платформу, кто такой «профессор по контенту» и для чего вузам нужна трансформация, рассказывает Олег Змеев.

В военном режиме

– Сейчас все оценивают систему высшего образования по тому, как вузы во время режима самоизоляции перешли на дистанционный формат, и многие выносят вердикт – она не готова. Я не буду ни оспаривать это утверждение, ни говорить о том, что в рамках этого масштабного и вынужденного эксперимента университеты не имеют проблем Скромно замечу только, что она и не должна была быть готовой. Посмотрите действующие ФГОСы, в которых говорится: «При реализации программы бакалавриата Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. …», и обратите внимание на «вправе применять», т.е. можно и не применять. Но если уж вузы берутся за это, то они должны полностью обеспечить информационно-образовательную среду. Даже просто само ее создание – та еще задачка для большинства университетов, а переход в дистанционную форму требует еще больше сил. Что каждый разумный человек сделает в условиях сокращения финансирования на обязательную деятельность? Ответ очевиден – не будет финансировать необязательную. С этой точки зрения я снимаю шляпу перед IT-службами, которые сумели осуществить такой переход, как минимум, быстро. Для большинства университетов текущая ситуация – как 41-й год, когда готовились к одной войне, а началась совсем другая.

ТГУ тоже не строил воздушных замков на тему тотального дистанта, но тем не менее много лет системно работал в этом направлении, развивая технологии смешанного обучения. И когда потребовалось достать из копилки необходимые инструменты – они у нас были. Был опыт Института дистанционного образования, была инфраструктура, была команда, которая умела не просто работать с цифровыми инструментами, но и адаптировать их под быстро изменяющиеся требования.

Пересобрать систему образования

– Нынешняя ситуация всё же вынужденная: перейти полностью в онлайн можно будет только тогда, когда виртуальный мир сможет полностью воспроизводить реальный (посмотрите фильм «Первому игроку приготовиться», а лучше книгу, по которой он снят). Техника пока до этого не доросла, но не факт, что не дорастет в ближайшем будущем. И тогда образование точно станет совсем другим.

Текущая ситуация – это повод подумать, как цифровые инструменты вписываются в современное образование. Когда у нас стали появляться проекторы и интерактивные доски – тоже было сопротивление, но теперь это неотъемлемая часть жизни. Сейчас тот же переход: и его можно либо «пережить», либо «внедрить».

Да, сейчас есть соблазн быстро продвинуть максимально возможное число онлайн-решений, но лучше не делать резких движений, а набирать экспертизу, чтобы складывать стратегически правильное будущее. Этими вопросами мы занимались и до «самоизоляции», но теперь можно проверить массу гипотез на практике, в реальных условиях, с максимальной нагрузкой.

Университет должен стать «цифровым»

– И тут необходимо напомнить, что с 2019 года мы реализуем проект создания «Цифрового университета» – трансформированного университета современности, сервисно-ориентированного, позволяющего различным категориям стейкхолдеров взаимодействовать с университетом, естественно, в цифре.

Когда мы задумывали проект, то изначально понимали, что цифровые технологии должны стать инструментом, который позволит университету реализовать стратегические цели. Из этих соображений в проекте появился набор из 6 задач, которые должны связать сервисы «Цифрового университета» с элементами стратегии, и 11 инициатив, которые группируют отдельные сервисы в относительно крупные блоки.

Вот один пример из инициативы «Учебная среда» – проектирование пространства кампуса, то есть как должна выглядеть «физика» университета. 31-й корпус университета (Институт экономики и менеджмента) разработан по модели Сбербанка, она же – модель Сколково, которая подразумевает режим работы в формате проектно-аналитических сессий. С учетом того, что в ИЭМ образовательный процесс так не устроен и из всего корпуса студентами используются, условно говоря, только потоковые аудитории. В результате очень современная инфраструктура используется неполно.

 

С другой стороны, для тех факультетов, где реализуются механизмы проектной работы, нужны места, где студенты могут собираться большими и маленькими группами, обсуждая свои дела. В идеале у каждого потока должен быть свой собственный закуток: вот это место четвертого курса, это третьего и так далее. Тогда даже стихийными активностями можно управлять за счет физической инфраструктуры кампуса.

Почему этим должен заниматься «Цифровой университет»? Потому что только он может вам дать знать, где студенты бывают на самом деле. Этот тот же анализ больших данных.

Другая инициатива – «Цифровой двойник обучающегося», тоже большие данные и в чистом виде наука, когда вы садитесь в качестве аспиранта к компьютеру и говорите: а подбери мне, пожалуйста, литературный обзор по моей тематике. И он тебе его выдаёт.

Или приходит в Томск индустриальный партнер и говорит: ребята, у меня есть вот такая задача, соберите коллектив для ее решения. Как это сейчас делается? Мы говорим: а у нас много кто по этой тематике работает. И пошло сарафанное радио, которое в лучшем случае иногда находит тех людей, кто действительно этой тематикой занимается. Так вот, предлагается создать сервис, где можно сформулировать задачу, программа вычленит семантическое ядро и подберет людей, которые занимаются решением подобного рода задач. Так можно получить проектную группу не методом случайного поиска, а быстро, дешево и сердито. Пока мы ориентируем этот сервис на Томск и к концу 2020 года должны его запустить.

Все эти инициативы будут реализовываться, но экстренная ситуация открыла и другие сферы для трансформации.

Идти к студенту

– Достаточно уникальным элементом нашей модели «Цифрового университета» является активная позиция по отношению к экспериментам в области цифры в образовании. Мы готовы выступать не только в качестве пилотной площадки, но и предлагать свои инициативы. Хотя это новая для университета деятельность и нам нужно учиться, иногда проявлять настойчивость. Например, пять лет назад мы обратились к платформе «ВКонтакте» с предложением организовать платформу для обучения студентов. Тогда их это не заинтересовало. А вот если бы мы тогда ..., но кто бы знал. Сейчас это предложение снова актуально: мы ищем партнеров, чтобы реализовать такой проект.

Потому что ни один университет в стране не создаст Google.

Первое что «посыпалось» при повсеместном переходе на дистанционку, особенно когда к ней подключились школы, – это платформы. Они просто не держат нагрузку. Но Яндекс, Google и «ВКонтакте» выстояли спокойно, потому что они умеют работать с такими нагрузками.

Сейчас у образования в России два пути: либо мы переходим на модель, где каждый вуз сам по себе и сам отвечает за цифровое пространство университета. Либо сохраняем госрегулирование, но тогда мы должны складывать и современные условия для образования, причем делать это по законам цифровой экономики – чтобы выгодно было всем. И тогда нужно создавать единую национальную платформу для образовательных курсов.

Университеты получают площадку для реализации образовательного процесса, платформа получает big data о своих же пользователях, министерство поддерживает платформу, так как для него это контроль качества. По законам цифрового рынка мы здесь торгуемся не о цене, а о количестве контента.

Почему не создать это на базе уже существующих LMS? Потому что идти надо туда, где есть наши пользователи. В тот же Moodle мы студентов затягиваем, но они там не живут, им там неудобно. С другой стороны, когда мы в рамках «Высшей IT-школы» решили попробовать механизм google-классов, то в первый же год после запуска получили требование от студентов перевести весь образовательный процесс туда. Они этим пользуются, у них там диски, календари – а тут и образовательные предметы попали в их цифровое окружение, и этот процесс прошел для них естественно.

«Профессор по контенту»

– Тот факт, что большая часть контента, который мы сейчас используем во время лекций и практик, будет оцифрована, приведет к тому, что у студента появится возможность выбирать, какого профессора послушать, формировать свою собственную траекторию, в рамках которой одну лекцию ему читает профессор Гарварда, а вторую – ТГУ. Посмотрите на MIT, который давным-давно выкладывает лекции ведущих профессоров. В первом поколении это были просто профессора у доски, во втором это уже говорящая презентация. Цифровая среда станет нормой коммуникации, и когда студенты и преподаватели почувствуют удобство цифровой среды, то возврата назад уже не будет.

Сегодня мы думаем о том, как разрабатывать инструменты, которые понадобятся завтра: как будет выглядеть смешанное обучение завтра? Скорее всего, мы получаем самостоятельную работу студента и перекомпоновку образовательной логистики. А значит – новые типы преподавателей.

Есть хорошие лекторы, а есть те, кто плохо умеет наговаривать материал, но хорошо его компонует под разные образовательные задачи. Давайте их разделим: почему бы мне не собрать свой курс из лекций других людей, для конкретно своей образовательной аудитории? И тогда у нас получится условно профессор «по контенту» и профессор «по навигации» или «по выстраиванию системных связей». И каждый из этих профессоров будет решать собственные задачи, которые реально нужны в современном образовании.

 

Университеты тоже будут разными: глобальные университеты будут производить контент и собирать его, другие университеты станут площадками для организации деятельности и местом, где можно выполнять практические и лабораторные работы, которые, конечно, невозможно пока перенести на единую платформу и нужно выполнять на местах.

Если раньше «Цифровой университет» воспринимался как что-то далекое, то теперь понятно, что это нужно было вчера. Те самые глобальные университеты, с которыми мы конкурируем, делают это. Это задача ведущего университета, и программа 5-100 как раз на это и нацелена. Система образования готовит людей к будущему, а для этого вузы должны быть оснащены новыми инструментами и думать по-другому.

Источник: http://www.tsu.ru/news/oleg-zmeev-kakaya-transformatsiya-nuzhna-vuzam-v-b/