Сайты ТГУ
RU

Томский государственый университет

Институт прикладной математики и компьютерных наук

Опыт HITs стал примером гринфилда на конференции Проекта 5-100

 

 

20-21 сентября в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета состоялся семинар-конференция Проекта 5-100 «Научно-образовательный гринфилд как инструмент трансформации университета». Сотрудники ТГУ приняли участие в этом мероприятии и поделились опытом успешных кейсов Томского госуниверситета.

Проректор по цифровой трансформации Олег Змеев на примере Высшей IT-школы (HITs), появившейся в структуре ТГУ три года назад, рассказал о необходимых условиях для того, чтобы университетские гринфилды не только уверенно развивались сами, но и становились драйверами университетских преобразований. В этом материале мы собрали выдержки из презентации и выступления Олега Змеева.

«Гринфилд» (от английского green field — зеленое поле) — понятие, широко применяемое в международной практике управления в различных сферах от бизнеса до образования. В противовес «браунфилду» (от англ. brown field — возделанное поле), который подразумевает развитие уже освоенного пространства (модернизация и повышение эффективности), гринфилд предполагает создание новой инфраструктуры и возможность для реализации проектов «с нуля».

Создание гринфилдов — новых лабораторий и исследовательских центров внутри вузов — необходимый элемент стратегии развития университетов-участников Проекта 5-100. Не любая новая структура способна стать настоящим драйвером трансформации, но команде HITs это удалось.

Главный принцип обучения в HITs — learning by doing (обучение в процессе работы). Программа способствует решению одной из ключевых задач нацпроекта «Цифровая экономика» — готовит разработчиков цифровых продуктов, способных решать сложные технические задачи в разных сферах, от медицины и экономики до космоса и ВПК.

Олег Змеев:

— Есть два тезиса, которые декларирует команда, создавшая школу. Первое — то, как делаем мы, можно сделать в рамках любой другой образовательной программы в любом российском университете. Создание и работа гринфилда ТГУ не требует ровным счетом никаких вложений.

Тезис второй — нам было обидно за державу. Первая обида заключалась в вопросе «когда вы в Томске начнете готовить качественных айтишнков». Вторая была связана с тем же вопросом в масштабах страны — «когда подготовка айтишников в России начнет соответствовать современным требованиям».

Мы стали думать — каким должно быть профессиональное образование? В нашем понимании оно должно состоять из четырех частей, или «углов», и они в равной степени важны. «Угол» первый — это актуальное профессиональное ядро. Каждый абитуриент приходит в университет со своей мечтой — заниматься определенной деятельностью и быть в ней успешным. Так вот, первое, что, на наш взгляд, должно определять нормальные образовательные программы — давать возможность студенту заняться этой деятельностью.

Второй «угол» — это мышление. Потому что мало обеспечить человека профессиональным стартом, надо ему обеспечить еще и профессиональный рост. А рост обеспечивает только правильно поставленное мышление.

Третий «угол» — это soft skills, которые обеспечивают скорость продвижения человека по карьерной лестнице, его успешность в жизни.

Ну и четвертый «угол» — это интеллектуальный уровень человека. Как мы шутим: надо, чтобы человек не был придатком клавиатуры, а был интересен, эрудирован, мог успешно построить семью, общаться с друзьями и разговаривать не только по поводу IT.

Очень любят в последнее время говорить о том, какая классная была советская система образования. И если нашу схему положить на советскую систему, то мы поймем, что она реально работала. Проблема заключалась только в том, что советское образование готовило людей к одной единственной профессии — советский ученый. То есть, она работала по одному вектору — направленная на актуальное профессиональное ядро. Остальные моменты оставались за рамками системы образования.

Змеев ОA_3.jpg

Если говорить об образовании, которое не подразумевает дополнительных ресурсов, и вы стартуете, как все, вы должны четко и аргументировано давать ответы на четыре вопроса: Каким образом вы гарантируете, обеспечиваете и измеряете качество того, что вы делаете? Каким образом вы выдерживаете мотивацию ваших студентов? Потому что в тех условиях, в которые поставлены большинство государственных университетов мотивация отсутствует как класс. Чем вы обеспечиваете актуальность своей образовательной программы, чтобы она отвечала глобальной повестке? Ну, и в конце концов, вопрос экономики. Качественное образование — вещь недешевая. И с этой точки зрения вы либо говорите, за счет чего обеспечиваете качество, либо о нем вообще речи не идет.

В тот момент, когда мы долго думали об этих нюансах — а на то, чтобы запустить проект, ушло примерно три года — у нас сложились три модели. Первая — условно говоря, элитная. Мы ее называем «Назад в прошлое». Вторая модель — это модель «Конкурентная среда», а третья — модель профессионального образования.

Змеев ОA_4.jpg

Каждая из этих моделей достойна уважения. Мы рассматривали все три, но остановились на последней. Если вы работаете на ниве профессионального образования, вы должны ориентироваться на профессию в виде некоего глобального стандарта, а не ФГОСа и даже не профессионального стандарта, который дает министерство. Вы должны добиться реальной кооперации с бизнесом, потому что только признание вашего образования бизнесом задает критерий качества. Вы должны по-другому отнестись к студентам и воспроизвести то, что мы называем профессиональной средой.

Каким образом мы решали эту задачу. Оказалось, существуют две уважаемые международные организации, которые на своей площадке раз в пять лет собирают и публикуют документ о том, как надо готовить бакалавров в области компьютерных наук. Бери, читай, пользуйся.

Что касается кооперации с бизнесом. Фактически для того, чтобы реально с ним взаимодействовать, вы должны научиться «встраиваться в цепочку» и выстраивать стратегию win – win, когда вы становитесь для бизнеса корпоративным университетом, а он для вас — бизнес-партнером. Но это не должны быть долговременные отношения. После долгих разговоров мы выяснили, что у бизнес-компаний есть проблема, и не только в Томске, но во всей стране. За счет текущей системы подготовки мы за четыре года выдаем на рынок выпускника, который становится джуниор-разработчиком в реальной IT-компании примерно через полгода — год. Стоит эта подготовка IT-компании порядка 200 тысяч рублей, и это еще низкий порог.

Змеев ОA_5.jpg

Наше предложение было такое — ребята, давайте мы вам через два года дадим того самого джуниор-разработчика, а вы нам в этом случае заплатите те деньги, которые потратили бы на его подготовку. В условиях достаточно жестких и тяжелых переговоров у нас появились как минимум три партнера, которые оказались готовы спонсировать нашу деятельность в первые два года.

Змеев ОA_6.jpg

В рамках Высшей IT-школы нам удалось перейти на то, что называется автономной образовательной программой. Два года мы даем студентам то самое профессиональное ядро. Причем, оно выступает еще и как некий предмет договора с партнерами. Мы говорим им: ребята, вот международный стандарт. Больше — простите, это не про бакалавриат. Ну а по окончанию двух лет у нас есть три трека. Первый — это так называемый бизнес-трек, когда человек уходит на рынок, потому что он изначально хочет работать на рынке в качестве программного инженера. Есть еще трек исследователей и трек предпринимателей. Исследователи — это те, кто начинают планировать свою исследовательскую деятельность, а предпринимательство — это IT-стартапы. Есть же люди, которые приходят в университет, чтобы потом заняться предпринимательством, и почему бы не дать им такую возможность.

Змеев ОA_7.jpg

И тут ключевыми моментами являются управление образовательной программой и другое отношение к образовательным результатам. Термин «компетенция» у нас на программе отменен, как и в международном стандарте.

Обычно в любом университете на любом факультете есть некоторый набор профессорско-преподавательского состава. Он читает определенные дисциплины с какими-то образовательными результатами. И есть ФГОС, который появляется, как чертик из табакерки, со словами: «Ребята, переписывайте всё!». Деятельность, при которой мы старые образовательные результаты привязываем к тем компетенциям, которые вышли по ФГОСам, называется доработкой образовательной программы, и вот эту бюрократическую процедуру мы не любим. Потому что, по большому счету, если вы просмотрите расписание большинства российских университетов, вы увидите свое расписание времен 80-х годов прошлого века с точностью до двух-трех дисциплин.

Что делаем мы. У нас очень четко зафиксированы образовательные результаты для каждой темы. У нас есть совет партнеров, который очень четко определяет, с помощью какой IT-технологии мы этих образовательных результатов должны достичь. И есть процесс сборки того, что мы называем образовательной активностью и того, что классически называется дисциплиной — с измерением наших образовательных результатов. Мы это делаем раз в месяц — четыре недели идет учеба, потом неделю студенты проходят контрольную точку. И фактически фиксация и сборка дает нам возможность работать в таком формате, при котором фиксируются и в любой момент могут перестраиваться результаты.

Вот некоторые результаты действия нашего гринфилда за три года. Каждый наш третий студент представляет дальнее зарубежье, учится на английском языке и решает задачу экспорта российской модели образования. И если вы спросите, за счет чего живет школа, — бюджет, полученный от рекрутинга иностранных студентов, является достаточно важной частью доходов школы.

Нам удалось стать элитным подразделением в ТГУ, хотя мы такой задачи для себя и не ставили. Ну и что касается проверки школы на профессиональность образования — мы начали играть в тот же Digital WorldSkills, и в школе работает преподаватель, который является тренером национальной сборной РФ. Это, кстати, единственный представитель России, который тренирует нашу сборную.

Вот такая реальная история с реальными людьми.  

Змеев ОA_13.jpg

 

Семинары-конференции Проекта 5-100 проводятся ежеквартально с целью оказания содействия в реализации программ повышения конкурентоспособности университетов Проекта 5-100 через обмен опытом, обсуждение наиболее успешных кейсов университетов, анализ достигнутых результатов и повышение компетенций сотрудников российских вузов. Семинар-конференция — это уникальная дискуссионная площадка для обсуждения глобальных трендов, обмена опытом и презентации новейших решений, которая объединяет ведущих экспертов в сфере высшего образования, представителей университетов и органов государственной власти.

Источник - http://www.tsu.ru/news/opyt-hits-stal-primerom-grinfilda-na-konferentsii-/