Сайты ТГУ
RU

Томский государственый университет

Институт прикладной математики и компьютерных наук

Лаборатория VR/AR ТГУ

Заведующий лабораторией: Приступа Андрей Викторович, к.т.н, доцент

ауд. 2-101, email: vr_ar@mail.tsu.ru

В ТГУ создана лаборатория виртуальной и дополненной реальности, которая оснащена передовым оборудованием.
Совместно с партнером – IT-компанией Rubius – ТГУ реализовывает масштабный digital-проект – «Виртуальный университет 4.0».
В «Виртуальном университете» учащиеся смогут работать с интерактивными 3D-моделями оборудования и отрабатывать механику важных процессов, а преподаватели – создавать интерактивные курсы на базе библиотеки моделей и инструментов.
Иммерсивные технологии (виртуальной и дополненной реальности VR/AR) и продукты будут использоваться в научных и производственных целях.

Материально-техническое оснащение лаборатории VR/AR ТГУ

 

Виртуальные интерактивные 3D туры

Лаборатория vr/ar ТГУ совместно с центром культуры ТГУ (http://cc.tsu.ru/contacts) разрабатывает 3D туры.
image001.png
Что мы предлагаем:
Панорамное фото
Видео 360
3D тур
Размещение 3D тура на сайте
Виртуальная реальность VR
Наше портфолио:
Интерактивный 3D тур по лаборатории клеточных технологий ТГУ: http://www.tsu.ru/3d/lab/1/.
По вопросам обращайтесь по адресу vr_ar@mail.tsu.ru

 

Прототип VR-тренажёра для отработки навыков работы на промышленном оборудовании, применяемом при получении полимеров, твёрдых материалов катализаторов и адсорбентов
В настоящий момент участниками нашей лаборатории разрабатывается прототип VR-тренажёра для химического факультета ТГУ.
Прототип предназначен для использования студентами химических факультетов в условиях невозможности организации практики на реальной производственной площадке в достаточном объёме. Прототип обеспечивает моделирование в виртуальной реальности промышленного оборудования и предоставляет возможность симуляции работы на нём.

 

Научные направления лаборатории.

Одной из основных задач лаборатории является разработка высокотехнологичных продуктов (приложений и сервисов) в широком спектре предметных областей – от инновационного образования до индустрии интерактивных развлечений, наряду с образованием иммерсивные технологии (виртуальной и дополненной реальности VR/AR) и продукты, созданные с помощью цифровых инструментов, будут использоваться в научных и производственных целях.

Виртуальный университет 4.0. 

UniVRsity.

  - платформа для создания образовательных курсов и обучения в режиме VR/AR, разработанная совместно с IT-компанией  Rubius
0.JPG

Что вы можете вместе с UniVRsity

 

  • Разрабатывать интерактивные VR/AR курсы без помощи программиста
  • Предоставлять к ним доступ пользователям по всему миру
  • Учиться в режиме VR/AR
  • Управлять учебным процессом: назначать курсы пользователям, проводить экзамены и выставлять оценки

 

Для кого эта платформа

 

1.JPG 2.JPG 3.JPG 4.JPG
Школы,
колледжи
и университеты
Корпоративные
университеты и
учебные центры
Центры
профессиональной
переподготовки
Музеи и
выставочные
комплексы

 

 С UniVRsity вы можете создавать виртуальные лаборатории и учебные полигоны, эффектные обучающие материалы и курсы, удобные интерактивные инструкции и виртуальных помощников, экспозиции и выставки в виртуальной и дополненной реальности. UniVRsity позволит адаптировать эти материалы под любые VR/AR устройства: шлемы, очки, смартфоны, планшеты и персональные компьютеры.  
 

Как это работает

 

  • Вы разрабатываете свой интерактивный материал с помощью конструктора сценариев и пополняемой извне библиотеки 3D-моделей.
  • Вы выбираете online-площадку и публикуете материал. Это может быть, например, портал UniVRsity, Google Play, MS или App Store, Open edX или Moodle.
  • Пользователи из любой точки мира скачивают эти материалы на свои устройства, работают с ними, проходят обучение и получают удовольствие.

 

 

Что уже разработано с UniVRsity

 

Курс ″Потуши пожар в помещении″ для Томского государственного университета учит студентов правилам поведения при пожаре. Обучающийся должен найти источник возгорания, вызвать пожарных, правильно потушить горящий компьютер и эвакуироваться из здания.

 

 5.png6.JPEG

 
С помощью курса “Изучи строение кожи человека” студенты могут ″погрузиться внутрь кожи″ человека, детально рассмотреть её внутреннюю структуру и обучиться диагностике кожных образований, сопоставляя 3D-модель патологии с реальными снимками.

 

7.jpg8.jpg

Создан  работающий прототип виртуального заповедника, позволяющий изучать диких животных в естественной среде их обитания. VR-заповедник сопровождается инструкцией для учителя (как создавать новые сцены, добавлять объекты) и ученика (рекомендации по перемещению в виртуальном пространстве).
.
VR зоопарк.png

 

Как приобрести лицензию

 
Чтобы приобрести лицензию на платформу или узнать о возможности её кастомизации, пишите по адресу univrsity@rubius.com.
 

Контроль технологических процессов с помощью AR-технологий

.

Проблематика

  • Потребность в удалённой экспертной помощи при работе с оборудованием на производственных участках
  • Необходимость получения актуальной информации о ходе технологического процесса непосредственно на производственном участке
  • Не всегда допустимо использование реального работающего оборудования для обучения технического персонала.

.

Основные направления работ:

  • Разработка 3D-модели технического оборудования «R-4 Узел оборудования горячего водоснабжения»
  • Взаимодействие между Тех. персоналом и Диспетчером с использованием инструментов Photon
  • Формирование пояснительных изображений Диспетчером и их передача в клиентское приложение технического персонала
  • Имитация и отображение значений технологических параметров
  • Разработка приложения Технического персонала для выбранных платформ (HoloLens, Android)
  • Разработка десктопного приложения Диспетчера

.

3D-модель оборудования

1.png

Имеющиеся результаты:

.
Разработали приложения, которые позволяют:

  • осуществлять удалённую помощь в работе с оборудованием
  • получать быстрый доступ к текущим значениям параметров оборудования
  • проводить обучение персонала

.

План развития продукта:

  • Подключение к серверу с реальными технологическими параметрами
  • Реализация полноценного видеочата
  • Доработка взаимодействия технического персонала с 3D-мнемосхемой
  • Добавлений функции управления технологическим процессом
  • Расширение функциональности по обмену информацией между приложениями Диспетчера и Тех. персонала