Сайты ТГУ
RU

Томский государственый университет

Институт прикладной математики и компьютерных наук

Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием ОНЛАЙН-КУРСОВ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

 
1. БЛОК ВОПРОСОВ-ОТВЕТОВ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 

  1. Может ли быть организована государственная итоговая аттестация с применением дистанционных образовательных технологий?

Ответ: да, может.
Законодательство устанавливает возможность проведения государственной итоговой аттестации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.
Особенности проведения государственных аттестационных испытаний должны быть определены в локальных нормативных актах образовательной организации. Нормы локальных актов должны определить, в том числе, как будет:

  • идентифицироваться личность обучающегося (например, путем сверки изображения студента с его фотографией в документе, удостоверяющем личность, применения специальных сервисов распознавания лиц и т.п.);
  • обеспечен контроль соблюдения требований проведения ГИА.

Также необходимо внести соответствующие изменения в регламенты работы государственной экзаменационной и апелляционной комиссий.
Консультации обучающихся по вопросам, включенным в программы государственных экзаменов, а также консультации руководителей выпускных квалификационных работ также провести с использованием дистанционных технологий.
 

  1. Возможно ли организовать проведение практики в формате дистанционной работы студентов?

Ответ: да, возможно.
Законодательство не ограничивает возможность проведения практики в формате дистанционной (удаленной) работы студентов.
Если виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью, могут выполняться студентами дистанционно при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии с руководителями практики как со стороны образовательной организации, так и со стороны профильной организации, то практика может быть организована полностью или частично дистанционно.
При этом образовательной организацией должны быть внесены изменения в программу практики, а при необходимости – заключено дополнительное соглашение к договору о прохождении практики.
 

  1. Переход в дистанционную форму предполагает полный перенос контактных занятий в электронную среду или возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучения теоретического материала?

Ответ: Да, по усмотрению преподавателя возможно применить смешанные виды обучения, например, частичное самостоятельное изучение теоретического материала. В данном случае необходимо внести изменения в учебный план, перераспределив объем контактной и самостоятельной работы. При этом следует обратить внимание на то, чтобы объем контактной работы в этом случае не стал ниже минимального объема, установленного локальными нормативными актами образовательной организации.
 
2. БЛОК ВОПРОСОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
 

  1. Что обязан делать студент в условиях дистанционного обучения?

Ответ: Важно помнить, что освоение образовательной программы с использованием дистанционных образовательных технологий не означает переход на самообразование или внеочередные каникулы для студентов. За студентами сохраняются все обязанности, предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, посещение занятий проходит по расписанию университета в форме просмотра онлайн-курсов, вебинаров с преподавателем, в иных дистанционных форматах. Студент продолжается готовиться к семинарам, выполняет домашние работы, проходит контрольные работы с одним отличием – в дистанционной форме. Студенты обязаны проходить промежуточную аттестацию в сроки, предусмотренные университетом, с использованием дистанционных образовательных технологий, в форме, предусмотренной образовательной программой.
 

  1. Что студент должен сделать, чтобы организовать свое обучение в дистанционном формате?

Ответ: Обеспечить продолжение обучения в дистанционном формате – обязанность университета. Для этого университеты используют две основные технологии: (1) проведение занятий в дистанционном формате, (2) использование собственных онлайн-курсов или онлайн-курсов, разработанных ведущими университетов и.
В первом случае университет переводит собственные курсы в дистанционный формат (может использовать LMS, общедоступные платформы) и предоставляет студентам алгоритм подключения и инструкции по пользованию, актуальное расписание занятий.
Во втором – может предложить студентам онлайн-курс(-ы), который должен быть освоен, и предоставляет студенту алгоритм подключения к платформе. В ходе освоения онлайн-курса преподаватель университета, где учится студент, оказывает учебно-методическую поддержку, проводит текущий контроль и промежуточную аттестацию. Онлайн-курс может сопровождаться семинарскими занятиями и домашними работами в дистанционной форме.
Никаких специальных заявлений о переводе на дистанционный формат студенту подписывать не требуется.
В случае реализации второй модели (онлайн-курсы), возможно, потребуется оформление студентом согласия на обработку персональных и принятие условий пользовательского соглашения онлайн-платформы.
 

  1. Имеет ли студент право на зачет результатов освоения онлайн-курсов, если он прошел аттестацию на онлайн-платформе?

Ответ: Да, это возможно, если прохождение аттестации будет подтверждено документом (как правило, такой документ называется «сертификат»), выданным университетом-разработчиком курса.
При этом студент должен руководствоваться локальными нормативными актами своего университета, регламентирующими порядок зачета результатов освоения онлайн-курсов и прохождения промежуточной аттестации. Однако необходимо помнить, что если содержание онлайн-курса, его трудоемкость (продолжительность и уровень сложности), формы аттестации по курсу будут отличаться от собственной дисциплины университета, преподаватель вправе отказать в зачете или провести дополнительную аттестацию.
 

  1. Могут ли студенты пользоваться библиотеками и компьютерными классами университета в период дистанционного обучения?

Ответ: Порядок пользования библиотеками и компьютерными классами определяется университетом. В связи с карантинными мерами, связанными с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, пользование инфраструктурой университета может быть ограничено или запрещено. В целях сохранения здоровья студентов, преподавателей и иных сотрудников университета рекомендуется воздержаться от посещения помещений университетов и пользоваться электронными библиотечными ресурсами.
 

  1. Что делать, если в университете отменили программы мобильности, а студент участвует в такой программе, купил билеты, забронировал отель и т.д.?
  2. Университетом может быть введен запрет на мобильность в сложившихся условиях. Это делается в целях обеспечения безопасности студентов. При этом университетам рекомендуется договориться с принимающей стороной о переносе сроков мобильности.

Чтобы возместить потраченные средства, студенту необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель, общежитие и т.п.) за возмещением понесенных расходов. В случае отказа поставщика в возврате средств необходимо получить документальное подтверждение такого отказа и обратиться в свой университет. Университетом может быть принято решение о возмещении понесенным студентом расходов (если за счет программ университета была запланирована финансовая поддержка такой поездки), либо оказании иной (в том числе административной) поддержки студентам в возврате денежных средств.
 

  1. Студент находится за границей на программе мобильности. Нужно ли ему возвращаться?

Ответ: Поскольку ситуация в странах очень разная и постоянно меняется, стандартных решений быть не может. Необходимо следовать рекомендациям принимающего университета и страны пребывания.
Если занятия в принимающем университете не отменяются, студент может продолжить обучение до конца запланированного периода.
Если занятия переведены в онлайн-формат, то студент может принять решение остаться, если формат его устраивает. 
Если предложенный принимающим университетом формат занятий студента не устраивает, или студент принимает самостоятельное решение прервать мобильность, то рекомендуемый порядок действий следующий: уведомить учебной офис программы о своем решении, согласовать индивидуальный учебный план, соблюсти карантин и приступить к занятиям в том формате, который предложит университет.
 

  1. Если освоение определенного учебного курса перенесут на следующий год, то в таком случае, вероятно, изменяется количество кредитов. Будет ли корректироваться стоимость обучения в случае, если студента отчислили, и он не освоил перенесенный курс? Компенсируют ли ему какую-либо часть средств, ранее выплаченных университету?

Ответ: Да, если в связи с отчислением студент не успеет освоить перенесенный на более поздние сроки курс, то ему возвратят часть средств. Расчет стоимости фактически оказанной услуги осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами университета.
 

  1. Будет ли неполное освоение учебной программы (при переносе дисциплин на следующий год) влиять на возможность перейти на бюджет?

Ответ: Нет, не будет влиять. Перенос срока реализации дисциплины и переход на обучение за счет бюджетных средств не связаны между собой.
Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе. Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное принимается университетом.
 

  1. Что делать, если студент не уверен, что его технические средства позволят ему учиться дистанционно?

Ответ: Студентам необходимо обратиться в университет и получить информацию о том, какая техника потребуется студентам для дистанционного формата обучения.
Университетом также может быть принято решение об оказании помощи материально незащищенным группам обучающихся в получении недостающей техники для возможности учиться дистанционно.
 

  1. Преподаватель говорит студентам, что его не касается проблема распространения коронавирусной инфекции, посещение его курса продолжает быть обязательным. Что делать в этой ситуации?

Ответ: в данной ситуации необходимо обратиться к руководителю соответствующего учебного подразделения (кафедра, факультет, институт) и сообщить о таком факте. Если университетом принято решение о переходе на дистанционный режим обучения, оно обязательно и для студентов, и для преподавателей. Преподаватель обязан либо перевести свой курс в дистанционный режим, либо провести в дистанционном режиме промежуточную аттестацию и оказывать поддержку в рамках прослушивания студентами онлайн-курсов.
 
3. БЛОК ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
 

  1. Что делать, если образовательная организация перевела образовательный процесс в дистанционный формат, а преподаватель отказывается работать со студентами дистанционно?
  2. если образовательная организация приняла необходимые локальные нормативные акты о переводе образовательного процесса в дистанционный формат, довела указанные акты до сведения работников, то отказ преподавателя работать со студентами дистанционно является нарушением трудового распорядка и может повлечь применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

 

  1. Что делать, если преподаватель сомневается в качестве онлайн курса, в объеме информации, которую получат студенты?

Ответ: задача преподавателя – обеспечить качество освоения студентами соответствующего учебного курса. Если преподаватель сомневается в качестве онлайн-курса, то ему следует либо предложить другой курс, либо компенсировать имеющиеся, на его взгляд, недостатки курса в рамках учебно-методического сопровождения обучения студентов, подготовки для них дополнительных материалов, разъяснений и заданий. 
 

  1. Может ли преподаватель вместе со студентами зарегистрироваться на онлайн курс?

Ответ: технически это возможно. С учетом ответа на вопрос 1.14 может потребоваться включение преподавателя в список слушателей онлайн-курса.
 

  1. Какие документы необходимо оформить с преподавателями, по дисциплинам которых студенты будут прослушивать онлайн курсы других университетов?

Ответ: если это будет связано с уменьшением учебной нагрузки преподавателя, оговоренной в его трудовом договоре, а также снижением учебной нагрузки ниже пределов, установленных локальными нормативными актами образовательной организации, то потребуется внести изменения в трудовой договор с работником (по соглашению сторон), индивидуальный план педагогического работника, а также локальный нормативный акт, регулирующий вопросы установления учебной нагрузки.
 

  1. Нужно ли преподавателям ходить на работу, если их дисциплина замещена онлайн-курсом?
  2. это зависит от организационных решений, принятых образовательной организацией. Так, образовательная организация вправе предоставить работникам возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда). В остальных случаях соблюдение режима рабочего время осуществляется педагогическими работниками в обычном порядке.

 

  1. Несмотря на приказы Минобрнауки, ректор/ проректор/ директор/ декан/ завкафедрой/ завлаб требует обязательного присутствия на рабочем месте и грозит дисциплинарными взысканиями. Как поступить в этом случае?

Ответ: присутствие на рабочем месте в рабочее время является трудовой обязанностью работника. Законодательство не позволяет работнику в рабочее время покидать рабочее место без разрешения работодателя – это может считаться прогулом и повлечь за собой привлечение к дисциплинарной ответственности. Поэтому рекомендуется обсудить с работодателем возможность перехода на дистанционную работу (с заключением соответствующего соглашения об изменении условий труда), мотивированно объяснив, почему это необходимо.
 

  1. Наш вуз официально не переходит на дистанционное обучение, но в группах не больше трети студентов – вправе ли преподаватель отменить свои пары?

Ответ: принятие такого решения преподавателем самостоятельно невозможно. Отменить аудиторные занятия вправе руководство образовательной организации.
 

  1. Администрация образовательной организации в связи с ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции и организацией образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий требует от преподавателей и других работников взять ежегодный оплачиваемый отпуск вне графика. Правомерно ли это?

Ответ: неправомерно. Требования администрации образовательной организации о переносе в одностороннем порядке ежегодных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников на другой период с изменением утвержденного ранее графика отпусков неправомерно и нарушает права работников на отдых. Однако такой отпуск может быть предоставлен в случае согласия обеих сторон трудового договора.
 

  1. Что делать, если преподаватель был направлен в командировку, но она не может состояться с связи с текущей ситуацией? Как возместить потраченные преподавателем средства?

В этой ситуации образовательной организации следует отменить приказ на командировку. Преподавателю необходимо незамедлительно обратиться к поставщикам услуг (авиакомпания, отель и т.п.) за возмещением расходов.
Если поставщик обоснованно не возвращает средства, образовательная организация возмещает преподавателю понесенные расходы. Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. При отмене командировки квалификация произведенных работником затрат не меняется.
Преподавателю следует в обычном порядке подать авансовый отчет по отмененной командировке с приложением подтверждающих документов.
 
Инструкция по дезинфекции.pdf
213 ОД О деятельности ТГУ в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.pdf
Рекомендации по профилактики.pdf
Об органищации образовательной деятеьности.pdf
228 ОД О дополнительных мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции.pdf