Сайты ТГУ
RU

Томский государственый университет

Институт прикладной математики и компьютерных наук

​Директор ИПМКН рассказал о знаниях и навыках, нужных управленцу

Рубрика «Кофе-брейк» пригласила в гости директора Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ Александра Замятина. В интервью Alma Mater он рассказал, как учился быть профессиональным управленцем, почему принимать решения в университете сложнее, чем в корпорациях, и за счет чего можно успеть сделать если не все, то многое.

Знаний много не бывает
– Александр Владимирович, в сентябре 2019 года вы возглавили новый институт ТГУ – ИПМКН, который объединил ФПМК и факультет информатики. Какие компетенции вам стали необходимы и как вы их развивали? Понадобились ли вам какие-то непрофильные для айтишника знания?

– Знаний много не бывает, поэтому в той или иной степени пригодились и знания человеческой психологии, и знания в области финансов, навыки стратегического и операционного менеджмента, опыт взаимодействия не только с отечественными, но и с зарубежными академическими и индустриальными партнерами.

Вместе с тем очень важно было детально проанализировать научно-образовательный задел коллектива ИПМКН – особенности развития научных школ, перечень имеющихся образовательных программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и детали их содержания. Нужно было оценить инновационный потенциал с выявлением как сильных, так и слабых сторон этих компонентов. Кстати, такой анализ мы с коллегами провели при подготовке стратегической программы развития ИПМКН, которая поддержана коллективом, и он включен в реализацию ее основных положений.

– Какие книги, интернет-ресурсы, передачи или фильмы оказались для вас полезными при поиске ответов на вопросы, касающиеся управления?

– Боюсь, что компетенции, которые нам нужны, не приобретешь с использованием какого-то отдельного интернет-ресурса или передачи. Хотя сейчас доступно огромное количество различной аналитики, с которой есть возможность знакомиться, что я регулярно и делаю. Вместе с тем главной, конечно, была и остается образовательная технология «learning-by-doing».

– Какой информации вам не хватало?

– Я думаю, сегодня главная проблема не в нехватке какой-то конкретной информации, а, скорее наоборот, в ее большом объеме и необходимости вычленять в этом потоке главное.

Нужно уметь доверять коллегам
– Хорошими управленцами не рождаются, ими становятся, при этом никто не обходится без ошибок. Как вы считаете, какие ошибки начинающие руководители совершают чаще всего? Чего не стоит делать?

– Действительно, в отличие от индустриального сектора, в котором исключительно целеориентированные структуры, направленные на извлечение прибыли, университеты – они и целе- и ценностно-ориентированные конструкции, здесь более сложная управленческая среда. Думаю, именно поэтому практически отсутствуют успешные примеры перехода топ-менеджмента в университет из корпоративного сектора с его линейной целеориентированностью. Его управленческая среда более жесткая, но вместе с тем и более простая в сравнении с университетом.

С учетом этого наиболее сложным является претворение в жизнь решений, которые, с одной стороны, сохранят университетские традиции, а с другой – позволят изменить устоявшийся уклад и сдвинуть какое-то дело в стратегически верную сторону.

Ошибок в управлении большими коллективами и сложными процессами можно наделать массу. Но я бы выделил одну, по-моему, основную – это неумение делегировать полномочия. Ведь это не позволяет включить максимально возможную команду в решение общих задач.

Ну а чего не стоит делать? Прокрастинировать! Ведь если вы попробовали что-то сделать – у вас два возможных исхода: получится/не получится. А вот если не попробовали – только один…

Как успеть за временем?
– Есть руководители или исторические личности, с которых вы берете пример в управлении?

– Какого-то одного примера нет, а вот людей, у которых нужно учиться и с которых в принципе стоит брать пример, перенимая то или иное их конкретное качество, – масса. Кстати, многие из них работают в ТГУ.

– Сфера IT крайне динамичная, и требования к айтишникам постоянно меняются. Как успеть за всем этим и обеспечить достойный уровень образования и науки?

– Кратко ответить сложно, но я попробую. Мы имеем очень тесные связи с партнерами в IТ-индустрии – создаем с ними лаборатории, они участвуют в запуске новых образовательных программ. Наши партнеры очень содержательно участвуют в работе академических советов этих программ и в работе государственных экзаменационных комиссий, и мы видим от них два принципиально отличных запроса.

С одной стороны, IТ-индустрия, находясь в условиях жесткой конкуренции, вынуждена решать краткосрочные задачи собственной кадровой обеспеченности. Поэтому компаниям нужны IТ-специалисты с конкретными профессиональными навыками, которые постоянно меняются.

С другой стороны, IТ-индустрия делает запрос на специалистов, способных не просто грамотно сопровождать существующие решения, а предлагать принципиально новые решения, требующие сильного университетского фундаментального образования на стыке IТ и математики. Этот зрелый подход IТ-индустрии нам понятен, и мы стараемся ему соответствовать.

Необходимо использовать сильную сторону университетского образования, на которую имеется очевидный запрос зрелой IТ-индустрии – развивать программы с сильным фундаментальным образованием на стыке IТ и математики, что мы и пробуем делать. А вот достаточно высокую степень вариативности в образовательных программах мы реализуем через систему образовательных модулей-миноров.

– Если бы вы не связали свою жизнь со сферой IT, чем бы вы занимались?

– Вы знаете, никогда не задумывался. Наверное, доволен тем, что близок к IТ.

Я свою трудовую карьеру, еще будучи студентом, начинал тренером-преподавателем по спортивной гимнастике детской спортивной школы. Поэтому, может, тренировал бы сейчас ребятишек…

– Как удается совмещать самообразование, управление институтом, науку и семью? Или не удается? Может быть, у вас есть какие-то лайфхаки? 

– Если кто-то говорит, что все успевает без ущерба всем из своих приоритетов – я не верю. Конечно, не все удается совместить одинаково хорошо. Ну а лайфхак? Тайм-менеджмент! Соблюдать хотя бы его ключевые положения – и будешь успевать значительно больше. Проверено на себе!
.
Источник: 
http://www.tsu.ru/podrobnosti/direktor-ipmkn-tgu-rasskazal-o-znaniyakh-i...